Американское издание The Wall Street Journal получило доступ к ряду сирийских правительственных документов, из которых следует, что Сирия привлекала российские банки в качестве партнеров при продаже нефти за рубеж. По данным газеты, речь идет о Газпромбанке и "Новикомбанке". По мнению журналистов, таким образом Дамаск пытался обойти санкции, которые против него ввели США и ЕС.
О контактах с Сирией Газпромбанка стало известно из бланка контракта, который в феврале 2012 года сирийская национальная нефтяная компания Sytrol отправила предполагаемому контрагенту. Кроме того, как говорится еще в одном документе, в марте встречу с представителями российского банка провели сотрудники сирийского Центробанка. Темой встречи, в частности, стала оптимизация электронных банковских переводов.
"Новикомбанк" упоминается в переписке между Sytrol и дубайским нефтетрейдером Intertrade, которая датируется июнем 2012 года.
Были ли через эти банки проведены какие-либо сделки, неизвестно. В Газпромбанке WSJ заверили, что хотя в прошлом финансовая организация и сотрудничала с Центробанком Сирии, в настоящий момент это сотрудничество сведено на нет. Совершение сделок с сирийской стороной опровергли и в "Новикомбанке".
Также, как следует из документов, сирийские власти обсуждали возможность фрахта российских и сингапурских танкеров для доставки нефти покупателям. При этом предполагалось, что страховка судов будет обеспечена российской стороной.
В распоряжении газеты также оказалось письмо, направленное в июле занимавшему тогда пост премьер-министра Сирии Рияду Хиджабу. Отправителями указаны глава сирийского Центробанка, министры нефти и финансов, а также руководитель Sytrol. Из этого письма следует, что на момент его написания стране удалось заключить 11 контрактов на экспорт нефти. Кто выступил покупателем, а также через какие банки были проведены средства, неизвестно. Сумма контрактов также не указывается.
Кроме того, отправители письма рекомендовали премьеру поспособствовать изменению законодательства, с тем чтобы экспортные сделки можно было бы оформлять через офшорные компании. Авторы текста утверждали, что подобные компании уже создаются на территории России и Малайзии. С их помощью уже 5 июля предполагалось открыть счета в российских банках. Воспользовался ли Хиджаб советами подчиненных, неизвестно.
Каким образом WSJ сумела получить доступ к сирийским документам, не уточняется. При этом издание утверждает, что ни одна компания, указанная в бумагах, к которой газета обращалась за комментариями, не усомнилась в подлинности документов.
Первые санкции в отношении сирийского банковского сектора были введены Вашингтоном в августе 2011 года, в сентябре ЕС ввел эмбарго на поставку сирийской нефти. Впоследствии санкции были расширены, к ним присоединилась Великобритания. В результате страна лишилась возможности совершать экспортные сделки и потеряла доступ к валюте.
Согласно оценке WSJ, стоимость нефти, которую Сирия может экспортировать, составляет около 380 миллионов долларов. До введения санкций основными европейскими потребителями сирийских углеводородов были Италия, Германия и Испания.